Информационно−
издательский центр
«ПАРНАС»

Новости культуры

«Антигона» - образчик античности или современности?

21 февраля в «Театре Луны» состоялся предпремьерный показ спектакля «АНТИГОНА».

Московский «Театр Луны» и Греческий Культурный Центр претворили в жизнь невероятное, воплотив на сцене противоречивый дух Эллады, прекрасный, но жестокий в постановке режиссера Александра Смольякова «Антигона» по пьесе древнегреческого драматурга Софокла. Проект реализуется под эгидой Министерства Культуры Греции и Посольства Греции в России.

Греческая трагедия «Антигона» выбрана для постановки не случайно, это отметили на пресс-конференции перед спектаклем и режиссер, и художественный руководитель театра Сергей Борисович Проханов, и артисты, исполнившие главные роли - Теодора Янници и Эвклид Кюрдзидис. Произведение, относящееся к мировому литературному наследию, воспевающее твердость духа, гуманизм, чувство долга и верности идеалам, всеобъемлющую любовь, доброту и добродетель, не теряет своей актуальности и значимости и в наше время. Глубокий смысл, заложенный ещё Софоклом, имеет отражение в нашей реальности, на социально-политической арене.

В Афинах говорили: «Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного». Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл, а то, как это всё воплотить на сцене, понял Александр Смольяков. «Я очень давно хотел поставить «Антигону», давно хотел прикоснуться в работе к античности. Рад удачному стечению обстоятельств, что Театр Луны в лице Сергея Проханова поддержал мою идею, что Греческий культурный центр выступил с инициативой со своей стороны, что и мечту Теодоры Янницы мы также воплотили» - поделился с журналистами режиссер-постановщик.

В день финального прогона и премьеры спектакля в зале собрались самые близкие и дорогие друзья Греческого культурного центра и Театра Луны. Среди гостей можно было увидеть: посла Греческой Республики в РФ Данаи-Магдалини Куманаку, Советника по культуре Посольства Греции в России Дмитрия Яломаса, актрису и режиссера Веру Глаголеву, композитора Виктора Чайку, певицу Милу Романиди и других.

Для всех участников постановки процесс подготовки был волнительным, захватывающим, и приятным и каким-то очень домашними. Репетиции начались в декабре, и за два с половиной месяца творческой труппе удалось создать уникальную атмосферу спектакля.

Постановку отличает интересный актерский состав: исполнительница главной роли Антигоны Теодора Янници - руководитель Греческого Культурного Центра в Москве, что может показаться странным, но мало кто знает, что помимо исторического факультета МГУ, Теодора ещё и дипломированная актриса, за плечами которой мощная база ГИТИСа. Добрый друг ГКЦ, заслуженный артист РФ Эвклид Кюрдзидис исполняет роль Креонта, чьи волевые решения, переживания и раскаяние открываются взору зрителя. Дмитрий Бикбаев, исполнитель роли Гемона, сына Креонта, жениха Антигоны - молодой, очень органично исполняющий роли воинов, героев и отчаянных борцов за справедливость. Неплохо справляются со своей задачей и молодые артисты театра: Надежда Луцкая, Мария Сарбукова, Екатерина Партугимова, исполняющие роль царевны Исмены, Дмитрий Воронин - первый вестник (Корифей), Артур Походня - второй вестник (Страж и Тиресий), Анастасия Борисова, Марина Пьянова - тень Антигоны. «Тренированная и сильная труппа куда лучше, чем сборная России по хоккею», - заметил на пресс-конференции Сергей Проханов.

Великолепна режиссура, ведь работать с гекзаметром непросто, ещё более непросто работать с драматизмом Софокла. Александру Смольякову мастерски удалось показать актуальность, придать произведению современности. «Антигона» подхватывает репертуарную линию «Отравленной туники», «Таис сияющей», которые успешно идут в театре. «А самое приятное, что в театре Луны царит атмосфера творчества, здесь абсолютно всё помогает воплотить желаемое» -поделился режиссер.

Заслугой спектакля являются прекрасные костюмы, гиперболизированные, яркие, подобранные чутко и со вкусом художником по костюмам Юлией Киреевой. Видна так же работа и консультанта по истории античности - кандидата искусствоведения Людмилы Баженовой.

Поражает и фантастическое сценографическое решение: над ним трудился Константин Розанов и помогал художник по свету - Сергей Шевченко. На сцене воссоздается колонный фассад роскошного античного дворца в Фивах. Двигающиеся панели с чеканными монетами на них подчеркивают помпезность главного героя - царя и абсурдность материального мира в сравнении с миром духовным. Стоит отметить и характерную особенность Театра Луны - работа с подсознанием, со снами. Одна из сцен показывает сон Гемона, воплощенный в танце его души, и его возлюбленной под луной, поставленный режиссером по пластике и балетмейстером - Сергеем Захариным. Луна на заднике сцены принимает вид спирали, в которой заключено число фи, число мироздания. Эта спираль символизирует судьбу, последовательность событий, которую мы выбираем.

И, наконец, музыка. Специально на премьеру спектакля приехал композитор Никос Ксантулис, автор музыки к спектаклю «Антигона». В России эта звезда мирового музыкального Олимпа бывает нечасто, хотя очень любит русскую культуру и свободно говорит по-русски. Произведения Никоса неподражаемы и, действительно, берут за душу, отчего и актерам было проще проникнуться ролью. Хотелось бы, чтобы композиции Никоса сопровождали больше действий в спектакле, уж очень они волнительны.

Остается добавить, что в холле театра организована выставка иллюстраций к трагедиям Софокла Елены Шипицовой, которой удалось отразить всю красоту и эстетику Эллады и трагизм произведений Софокла.

Премьерные показы спектакля «Антигона» пройдут 22 и 23 февраля, 21 марта, 4 апреля.

22 февраля 2014

Автор: Екатерина Рейхова, Дмитрий Ткаченко (фото).

Новинки фотобанка

Календарь